Несколько дней назад в СМИ появилась публикация об очередном языковом
скандале, состоящем в выдворении с унижением из продуктового
супермаркета покупателя, который потребовал обслуживания на украинском
языке. Кроме того, в интернете всё чаще появляются призывы посетителей
ресторанов требовать меню и обслуживания на украинском языке. Но законны
ли такие требования посетителей, а также подобные действия персонала
магазина.
Оказывается, право потребителей требовать обслуживания, включая меню и
вывески, на украинском языке имеет лишь морально-этнический характер,
не имея под собой, к сожалению, никаких законных оснований. Дело в том,
что ст. 18 Закона Украины «Об основах государственной языковой политике»
предоставлена свобода использования частными предприятиями и гражданами
— субъектами предпринимательской деятельности государственного,
региональных и других языков, включая языки меньшинств. Более того, во
внутренних правилах предприятий и учреждений любой формы собственности
запрещено вводить положения, запрещающие разговаривать на украинском,
русском или другом языке меньшинства.
С одной стороны, это хорошо. Руководство предприятия не имеет права
отказать претенденту в принятии на работу либо уволить сотрудника за то,
что он разговаривает на украинском или другом языке. Такие деяния
являются прямым ограничением прав граждан по языковому признаку, что
называется дискриминацией и влечёт за собой уголовную ответственность по
ст. 161 Уголовного кодекса Украины.
Но с другой — означает, что украинский потребитель не имеет права
заставить продавца товаров или исполнителя услуг разговаривать или
оформлять меню на каком-либо языке. Даже если речь идёт об украинском
предприятии и украинском языке. Единственным способом проявить
гражданскую позицию в данном случае является отказ в дальнейшем покупать
в этом магазине либо есть в этом ресторане.
Тем не менее, сказанное не даёт право работнику супермаркета или
ресторана публично унижать и выгонять клиента, тем более, с охраной.
Во-первых, согласно ст. 28 Конституции Украины каждый человек имеет
право на уважение к его достоинству, а громкий вызов охранника и
требование вывести клиента, как вора, за его требование обслужить его на
украинском языке унижает человека.
Во-вторых, подобные действия сотрудников супермаркета либо ресторана
ограничивают права украиноязычного клиента в приобретении товаров или
получении услуг. В случае требования посетителя обслужить его на
украинском языке, они обязаны корректно объяснить ему своё право
свободного использования любого языка. Если же он настаивает и требует
книгу жалоб, то её надо дать и ответить на жалобу клиента в
предусмотренный законодательством срок.
Любопытным является то, что выведение клиента «под белы рученьки» за
его требование украинизации супермаркета или ресторана — такая же
дискриминация, как и отказ в обслуживании русскоязычных клиентов, о
котором время от времени сообщают СМИ и некоторые пользователи соцсетей.
Значит, в обоих случаях имеет право заявить о таких неправомерных
действиях в органы Национальной полиции. Поскольку же речь идёт, как
правило, о действиях трёх и более сотрудников предприятия или
учреждения, то получается, что дискриминация совершается организованной
группой. Это влечёт за собой наказание в виде лишения свободы на срок от
пяти до восьми лет.
Источник: KNK.media
Немає коментарів:
Дописати коментар