вівторок, 2 серпня 2016 р.

За дискриминацию по языковому признаку могут посадить



Несколько дней назад в СМИ появилась публикация об очередном языковом скандале, состоящем в выдворении с унижением из продуктового супермаркета покупателя, который потребовал обслуживания на украинском языке. Кроме того, в интернете всё чаще появляются призывы посетителей ресторанов требовать меню и обслуживания на украинском языке. Но законны ли такие требования посетителей, а также подобные действия персонала магазина.
Оказывается, право потребителей требовать обслуживания, включая меню и вывески, на украинском языке имеет лишь морально-этнический характер, не имея под собой, к сожалению, никаких законных оснований. Дело в том, что ст. 18 Закона Украины «Об основах государственной языковой политике» предоставлена свобода использования частными предприятиями и гражданами — субъектами предпринимательской деятельности государственного, региональных и других языков, включая языки меньшинств. Более того, во внутренних правилах предприятий и учреждений любой формы собственности запрещено вводить положения, запрещающие разговаривать на украинском, русском или другом языке меньшинства.
С одной стороны, это хорошо. Руководство предприятия не имеет права отказать претенденту в принятии на работу либо уволить сотрудника за то, что он разговаривает на украинском или другом языке. Такие деяния являются прямым ограничением прав граждан по языковому признаку, что называется дискриминацией и влечёт за собой уголовную ответственность по ст. 161 Уголовного кодекса Украины.
Но с другой — означает, что украинский потребитель не имеет права заставить продавца товаров или исполнителя услуг разговаривать или оформлять меню на каком-либо языке. Даже если речь идёт об украинском предприятии и украинском языке. Единственным способом проявить гражданскую позицию в данном случае является отказ в дальнейшем покупать в этом магазине либо есть в этом ресторане.
Тем не менее, сказанное не даёт право работнику супермаркета или ресторана публично унижать и выгонять клиента, тем более, с охраной. Во-первых, согласно ст. 28 Конституции Украины каждый человек имеет право на уважение к его достоинству, а громкий вызов охранника и требование вывести клиента, как вора, за его требование обслужить его на украинском языке унижает человека.
Во-вторых, подобные действия сотрудников супермаркета либо ресторана ограничивают права украиноязычного клиента в приобретении товаров или получении услуг. В случае требования посетителя обслужить его на украинском языке, они обязаны корректно объяснить ему своё право свободного использования любого языка. Если же он настаивает и требует книгу жалоб, то её надо дать и ответить на жалобу клиента в предусмотренный законодательством срок.
Любопытным является то, что выведение клиента «под белы рученьки» за его требование украинизации супермаркета или ресторана — такая же дискриминация, как и отказ в обслуживании русскоязычных клиентов, о котором время от времени сообщают СМИ и некоторые пользователи соцсетей. Значит, в обоих случаях имеет право заявить о таких неправомерных действиях в органы Национальной полиции. Поскольку же речь идёт, как правило, о действиях трёх и более сотрудников предприятия или учреждения, то получается, что дискриминация совершается организованной группой. Это влечёт за собой наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

Источник: KNK.media

Немає коментарів:

Дописати коментар