В прошлой публикации я не закончила свою мысль. Напомню, я резюмировала, что не могу помочь своей Родине глобально. Но мой муж прав, когда говорит, что каждый сейчас может внести свою лепту в поднятие украинской экономики, делая хорошо свою работу. Вот я и решила: если не могу помочь стране в целом, буду помогать ее жителям. Ведь благополучие всех - это благополучие каждого и наоборот.
Прийти к этой мысли мне помогло дело, над которым сейчас плотно работаю. Не вдаваясь в подробности, скажу, что приходится иметь дело с одним из райуправлений ГУ МВД Украины в г. Киеве. Согласно статье 214 нового УПК Украины 2012 года следователь или прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления о совершенном уголовном правонарушении обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. При этом сведения в Реестр также вносятся не позднее 24 часов с момента подачи заявления. Досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в Реестр.
Данная стадия уголовного процесса называется началом досудебного расследования. Она сильно отличается от стадии возбуждения уголовного дела, предусмотренного статьей 97 старого УПК Украины 1960 года. В соответствии с ней следователь, прокурор или судья были обязаны принять заявление о совершенном либо подготавливаемом преступлении и не позднее трехдневного срока либо возбудить уголовное дело, либо отказать в возбуждении уголовного дела, либо направить заявление по подведомственности. Данная формулировка породила шутку о том, что самые сексуальные женщины - прокуроры, ведь они даже дела вобуждают.
При необходимости проверить заявление о преступлении такая проверка должна была осуществляться прокурором, следователем либо органом дознания в срок не больше десяти дней путем отобрания пояснений от отдельных граждан или должностных лиц либо истребования необходимых документов. Реализация этой нормы привела к сложившему общественному мнению, что если в отношении тебя возбудили уголовное дело, ты однозначно виновен, а суд - уже формальность.
Так вот. Нашей милиции так понравилось исполнять судебные функции, что сей правоохранительный орган решил вернуться к этой практике в обход нового УПК. Оказывается, руководство некоторых органов МВД Украины не регистрирует заявления, поданные гражданами в дежурной части, а передает их оперативным работникам "на доработку", которая заключается в отборе пояснений и истребовании документов, то есть, по существу, является доследственной проверкой.
Но дальше - больше! По результатам проверки доблестные правоохранители оставили за собой право давать заключение (!!!) об отсутствии оснований для открытия уголовного производства, что является отказом в возбуждении уголовного дела. В одном из таких заключений я видела формулировку "не удалось установить, при каких обстоятельствах было нанесено повреждение". Любопытно, но ведь именно устатовление обстоятельств совершения преступления и является обязанностью следствия.
Интересно также и то, что ни отказ в возбуждении уголовного дела, ни заключение органа досудебного расследования действующим законодательством не предумотрено. А как известно, Конституция Украины обязала органы власти и их должностных лиц действовать исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины (ч. 2 ст. 19). То есть дача заключения органом следствия является превышением служебных полномочий. Что же делать в таком случае?
Необходимо обратиться в прокуратуру по местонахождению органа следствия, сотрудник которого дал заключение, с жалобой на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона Украины "О прокуратуре" на нарушение им порядка начала досудебного расследования. Практика показывает, что в таких делах органы прокуратуры принимают сторону жалобщиков.
К сожалению, милиция все больше показывает себя недееспособной в защите граждан. А о борьбе с реальным (а не сфальсифицированным для статистики) терроризмом и сепаратизмом уж и говорить нечего.